Наши в Лондоне
«Свободные деньги», № 02 (03), 2007
Еще несколько лет назад на русскую речь англичане реагировали как на нечто из ряда вон выходящее. Если в 1992 году гражданство Великобритании получил один-единственный россиянин, то на данный момент только в одном Лондоне постоянно проживает более 250 тысяч россиян, 700 из них — мультимиллионеры.
С пришествием русских наладили свою деятельность русскоязычная пресса, телевидение и радио. Ежегодно проходят фестивали Русской зимы со своими ледовыми дворцами, песнями, блинами и фейерверками. Стали традиционными аукционы в рамках Русской антикварной недели, на которых за бешеные деньги уходят с молотка шедевры русской живописи. Финансовая и экономическая мировая столица принимает Российский экономический форум, Russian Economic Forum — самое представительное собрание руководителей российского бизнеса и деловой элиты. А чартерный рейс Лондон-Москва стал для русских бизнесменов чем-то похожим на такси: расстояние между столицами всего три часа, столько же, сколько в час пик из центра Москвы до Рублевки.
На глазах у удивленно-растерянных англичан Лондон превратился в центр дислоцирования русских олигархов и влиятельных бизнесменов. Они скупают лондонскую недвижимость в центре и на окраинах города, за покупку которых русская элита готова отдать миллиарды фунтов стерлингов. Некоторые олигархи, например, Борис Березовский, скупил целый район Лондона, а после того, как действующий губернатор Чукотки Роман Абрамович приобрел футбольный клуб «Chelsea», английские болельщики стали распевать русскую народную песню «Калинка». После этой нашумевшей покупки Лондон стали называть Москвой на Темзе.
У консервативных англичан российский капитал, построенный на обломках СССР, вызывает негатив и отторжение, впрочем, как и его хозяева. В Лондоне даже проходили акции а-ля «Москва для москвичей». Местная пресса внушает обывателю образ русского, сидящего на чемоданах денег, вырученных от продажи российской нефти, и что Лондон заполонили одни миллионеры.
Однако мэр города Кен Ливингстон на подобные обвинения парировал статистикой, что большинство русских — специалисты, которые работают на экономику Лондона, а не миллионеры. Именно они оказывают значительное воздействие на рынок недвижимости и розничную торговлю и вложили в английскую экономику более трех миллиардов фунтов. Это русская интеллигенция, владельцы среднего бизнеса, которые увидели в Лондоне наиболее приемлемые условия для развития, своей фирмы.
Одной из таких компаний, которая, закрепив свои позиции в России, потянула свои резервы в Лондон, стала Группа компаний «Альпари». Эта фирма была основана несколько лет назад в Казани, а сегодня штурмует рынок интернет-трейдинга мирового финансового центра.
Так почему же все-таки российские бизнесмены стремятся открыть офис за границей? За комментариями мы отправились к вице-президенту ДЦ «Альпари» Андрею Валерьевичу Дашину.
-Лондон привлек вас в первую очередь своей репутацией города миллионеров или возможностью налаживания деловых связей?
-Безусловно, Лондон один из самых элитных городов, не буду исключать, что для многих жить в Лондоне модно. А для продвижения своего бизнеса в Великобритании созданы достаточно благоприятные политические и законодательные условия. Наша компания предоставляет возможность оперировать финансовыми инструментами через Интернет. Forex, интернет-трейдинг — это такой специфичный бизнес, который требует непосредственного присутствия в основных финансовых столицах мира. И так как Лондон — крупнейший финансовый центр, было бы странным не поставить свой флаг на этой земле. Конечно, завоевание рынка другой страны — это риск. Открывая «Аlpari-UK», мы тщательно готовились, взвешивали все «за» и «против», изучали, анализировали и не только юридические аспекты, но и культуру английской нации.
Хотя во многом Лондон очень похож на Москву: днем этот мегаполис — крупнейший в мире бизнес-центр, вечером в пабах слышится шум струящегося в кружки пива.
-Создается впечатление, что Вам не терпится стать «своим» в столице Англии.
-Как раз в этом Вы ошибаетесь. Лично у меня нет цели остатки дней провести именно в Лондоне. Меня очень многое связывает с городом, где я родился, с Казанью, а дел здесь не меньше, чем там. Несмотря на имидж «города миллионеров», как ни странно, в Лондон меня душой не тянет. На этот город я смотрю исключительно деловым взглядом. Мы открыли офис не только в Лондоне, но и Нью-Йорке, и уже рассматривается возможность продолжения развития в одной из стран, так сказать, Азиатских тигров.