Главная / Новости/Бизнес/Прошли там, «где олень не пройдет»

Прошли там, «где олень не пройдет»

«Дороже денег», сентябрь 2009

Андрей Дашин, Президент компании Альпари, руководитель Благотворительного фонда Альпари. Кроме занятий бизнесом мог бы посвятить себя путешествиям или стать инструктором по экстремальным видам спорта. Например, по альпинизму.

Впервые я отправился в горы пару лет назад, чтобы преодолеть страх высоты. Тогда вместе с компаньонами по проекту «Вершина успешных людей» мы взошли на Эквадор. В прошлом году вместе с сотрудниками компании я покорял высочайший пик Африки — гору Килиманджаро. В январе состоялся уже третий мой поход — в Тибет. Но горы – это не то место, куда можно сходить пару раз и успокоиться. Можно сказать — я «заболел» горами. Поэтому в июле команда Alpari совершила очередное восхождение. Мы отправились в Альпы – пройти по стопам героической армии Александра Суворова.

В этом году исполнилось 210 лет Швейцарскому походу легендарного полководца. Считается, что его переходу нет равных в истории: войска прошли семь высокогорных перевалов (четыре основных и три во время обходных маневров), что составило почти 300 километров пути! Причем передвигались без всякой подготовки, без провизии, амуниций… «Где олень прошёл, там русский солдат пройдёт, а где олень не пройдёт, и там русский солдат пройдёт», — говорил Александр Васильевич.

Нам предстояло повторить этот переход практически полностью, разумеется, за исключением битвы с французами. Хотя маршрут был облегченный, с ночлегом в гостиницах, часто команде приходилось нелегко как физически, так и морально – ежедневно мы шли по 7-8 часов практически без остановки. При подъеме на вершину Брайтхорн одному из членов команды стало очень плохо, и он хотел вернуться обратно. Мы поддержали парня, забрали у него снаряжение. Человек не сошел с дистанции – чему, в дальнейшем, был несказанно рад. Ведь ощущения, которые испытываешь на вершине горы, сильно отличаются от всего того, что ощущаешь в обычной жизни. Абсолютное чувство свободы, победы и драйва от осознания, что ты это сделал.

Команда набиралась вовсе не по принципу «если друг оказался вдруг…», брали всех желающих. Группа состояла из15 человек, в основном, россияне, а так же сотрудники, работающие под брендом Альпари в Великобритании и США. Языковый барьер преодолели сразу, общались, в основном, по-русски. Тяжелые испытания, совместное преодоление трудностей, сложнейшие переходы, отвесные скалы, узкие горные тропы и снег — чтобы стать сплоченной командой места лучшего, чем горы, просто нет. Можно проводить модные корпоративные тренинги, а можно пойти в горы

Первое восхождение мы совершили на второй день — это был учебный подъем на высоту 2500 метров. По пути нам встретился памятник Суворову, установленный на перевале Сен-Готард, где некогда проходил кровопролитный бой. Говорят, наше командование нелестно отозвалось об авторе композиции. Действительно, старик, сидящей на коне, слабо напоминает великого полководца. Скульптор лепил его по посмертной маске.

После пяти часов тренировок мы ночевали в подземном отеле, переоборудованном из военного бункера. Чтобы попасть в эту обитель, нужно отыскать неприметную дверь в склоне горы и пройти двухсотметровый тоннель. Несмотря на название La Claustra — в переводе означающий «лёгкая перегородка», никаких признаков клаустрофобии в гостинице не наблюдалось. Окон там, естественно, нет — их роль выполняют зеркала с нарисованными горными панорамами.

На следующий день нас ожидал Андерматт и восхождение на высоту 600 метров по отвесной скале. Подъем был довольно серьезный — шли 3,5 часа с помощью протянутого троса, перестегивались карабином, где-то приходилось цепляться за камни. Причем, параллельно с нами поднимались семейные пары с детьми и пожилые люди. С высоты открылся отличный вид на место, под названием Чертов мост. Сам мост был взорван французами, в надежде сдержать натиск армии Суворова. Но русские солдаты разобрали стоящий рядом сарай и под огнем противника стали мостить досками разрушенный пролет. Связав дощатый настил шарфами и ремнями, армия ринулась в атаку.

В местечке Муататаль, мы увидели женский францисканский монастырь Святого Иосифа, где Суворов провел ключевой военный совет. Так получилось, что этот переход мы выполняли в один из самых жарких дней и шли дольше чем предполагал наш гид. Достигнув верхней точки перевала мы подняли флаг, что очень приободрило тех, кто шёл за нами следом. Так был преодолен первый этап пути. Немного отдохнув, мы продолжили свой путь. Солнце светило все жарче, вода у всех заканчивалась, все выбились из сил. Вот тут и начался тот самый тим-билбинг, когда люди делились остатками воды друг с другом и помогали нести рюкзаки. До монастыря мы добрались на 1,5 часа позже запланированного времени. Но добрались. И почувствовали, что каждое новое преодоление даёт нам новые силы идти вперед.

Впереди нас ждал перевал Паникс, в мифологии «паникс» – священный огонь домашнего очага. В нашем случае – это скалы и подъем на 1100 метров, который мы преодолевали в течение семи часов. Пока карабкались, пошел снег. В программе рядом с этим пунктом в скобках было написано: «Можно объехать на автобусе». Этот примечание наша команда, естественно, проигнорировала. Кстати, именно этот перевал изображен на картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы». Здесь состоялся самый кровопролитный и заключительный бой русской армии.

На вершине перевала Паникс расположен небольшой дом, где можно переночевать, если застанет непогода. В доме есть двухъярусная кровать, стол, печка, заготовлены дрова – все необходимое, чтобы альпинисты чувствовали себя комфортно. Там же мы нашли тетрадь, в которую записываются имена покорителей перевала, а так же коробочку для пожертвований. Впрочем, размер «добровольных» пожертвований был обозначен конкретной суммой.

Подъем на Брайтхорн — пик высотой более 4000 метров стал самым сложным этапом для команды. Когда поднимались на вершину, все молчали – берегли силы. Шли с ледорубами на три счета: правая нога, левая нога, ледоруб… Рыхлый снег местами переходил в лед, каждый новый шаг становился сложнее предыдущего. Огромная высота, недостаток кислорода вызвали у некоторых ребят горную болезнь. Чтобы восстановить дыхание, приходилось останавливаться. Но до вершины дошли все. В награду — пик Брайтхорн встретил нас яркими солнечными лучами. Перед нами открылся божественный вид на заснеженные долины и на пик Маттерхорн. Увидеть этот пик – цель многих альпинистов. Иногда они неделями ждут, когда рассеются тучи и облака.

Я пойду в горы снова и снова. Уверен, что ко мне присоединяться и те, кто повторил со мной переход Суворова через Альпы, и новички. За тем, чтобы получить то, что могут дать только горы. В том, числе и знание того, что, покорив горную вершину, человек может многое преодолеть и в жизни, и в бизнесе.

Факт 1

В отличие от многих альпинистов, мы сразу же увидели пик Маттерхорн, впечатляющую гору в форме остроконечной пирамиды, скрытую, обычно, за тучами и облаками. Может секрет в том, что мы хорошо подготовились — у каждого был с собой фонарик, плащ, теплая одежда. Ни разу все это не понадобилось, но гид уверял, если что-нибудь забыть, обязательно всю дорогу будет преследовать дождь, снег, туман.

Факт 2

Возле Чёртова моста находится памятник русским воинам – двенадцатиметровый крест, высеченный в скале. Инициатива его создания принадлежала князю Голицыну. Первоначальная идея князя — создать памятник Суворову — была отклонена швейцарскими властями, поскольку он увековечил бы факт прохождения иностранных войск через территорию Швейцарии. Однако местное правительство не возражало о создании памятника русским воинам, погибшим в Швейцарском походе. При этом было постановлено безвозмездно уступить России земельный участок для создания монумента. С тех пор скала, в которой высечен памятник и ведущая к нему дорожка, являются российской территорией.