Объять весь мир
«Кураж», Октябрь 2012
Лучше гор могут быть только горы – из года в год команда «Альпари» подтверждает эту увековеченную гением истину. Эту осень 15 сотрудников компании, включая ее руководителя и идейного вдохновителя беспрецедентных восхождений, встретили на вершине Эльбруса – высшей точке Европы. «Во имя чего?» — спросили мы Андрея Дашина. «Во имя самих себя», — услышали в ответ.
Успели акклиматизироваться, Андрей Валерьевич?
Вполне – мне достаточно пары дней, чтобы вернуться к обычным делам. Я считаю себя вполне опытным альпинистом – в 2008 году впервые пошел на Килиманджаро, и с тех пор каждый год отмечаю на карте личных достижений новые вершины. Поэтому-то я не мог не присоединиться к уникальному проекту «Альпари на вершинах мира». Семь серьезных восхождений, выполненных одной командой за рекордно короткий срок, — такого в России еще не было! За плечами уже пять гор – Аконкагуа в Южной Америке, Килиманджаро в Африке, Джомолунгма в Азии, Мак-Кинли в Северной Америке и Эльбрус в Европе. Знаменем «Альпари» не отмечены лишь массив Винсон в Антарктиде и пик Костюшко в Австралии, но к концу года «нашими» будут и они.
Вы и в горах берете командование в свои руки?
В семейных походах — да. Несколько лет назад мы с супругой Юлией ходили в Тибет. Сознательно выбирали самые нетуристические маршруты, места, где тысячелетиями укрываются от людских глаз монастыри, обитатели которых смотрели на нас, как на чудо какое-то … Сегодня команду «Альпари» возглавляют настоящие профессионалы: будущий знаменосец Олимпийских игр-2014 Максим Шакиров, мастер спорта международного класса по альпинизму Иван Душарин и Людмила Коробешко, единственная женщина-россиянка, побывавшая на обоих полюсах планеты, в качестве капитана. Каждый раз они разрабатывают самые сложные маршруты, в идеале такие, которыми никто еще не ходил.
То есть, новичков с собой не берете?
Берем всех желающих – в «Альпари» знают об этом корпоративном хобби и с удовольствием посвящают ему свой отпуск. Другое дело, что не каждому позволяют физические возможности: горы не прощают слабости. На этот раз из полутора десятков участников похода на вершину Эльбруса взошли лишь пятеро. Основная часть наших товарищей с высоты 4800 метров вернулась в лагерь, еще двое финишировали на так называемой «седловине» — у них просто закончились силы. Сказались сложности акклиматизации, перепады высот иногда в почти три тысячи метров за один день, невозможность адаптироваться из-за необходимости идти в высоком темпе все дальше и дальше. У некоторых началась «горняшка» — голова затуманилась, стало мутить, появилась головная боль… Мы все, и новички, и бывалые, старались не тратить силы зря: почти все восхождение проходило молча, даже во время стоянок избегали разговоров, а чай из термоса наливали по условленному жесту товарища. Люди просто шли, собрав волю в кулак. Спуск тоже оказался непростым — все были истощены физически и эмоционально, а один из наших гидов, Максим Шакиров, подвернул ногу и мог двигаться только в очень низком темпе.
Мне вот что не совсем ясно: самоутверждение, преодоление, адреналин – все это, на мой взгляд, понятия, близкие юношескому максимализму. Вам, серьезному, успешному бизнесмену, все это зачем?
Знаете, когда-то я очень боялся высоты – даже на балкон собственной квартиры не выходил ни разу. В горы пошел, возможно, в большей степени ради того, чтобы от этого страха избавиться. Получилось. Теперь хожу, чтобы в очередной раз убедиться: нет такой вершины, которая не покорится человеку. Я не верю ни в какие тимбилдинговые тренинги: совместные походы, особенно те, что сопряжены с большой долей опасности, — вот что по-настоящему сплачивает команду. Восхождения на вершины позволяют максимально узнать людей, которые работают с тобой бок о бок, проверить самого себя на прочность, развить чувство локтя. В горах очень быстро понимаешь, что никаких помощников, которыми ты окружен здесь, в городе, нет. По твоему звонку не прилетит вертолет, и не заберет с вершины, когда уже не осталось сил. Свет по хлопку не включится, когда темнеет в глазах от разряженного воздуха. Товарищи обязательно придут на помощь, но в первую очередь каждый должен надеяться на себя.
Вершин на планете не так много, самые высокие покорятся вам уже к концу этого года. Что дальше – космос? Подводные глубины?
Профессиональные альпинисты избегают слова «покорилась»: горы не любят слишком самоуверенных. На каждую вершину можно ходить годами, открывая ее с новой стороны, в разные времена года и в разных климатических условиях. Большинство гор имеют довольно небольшое окно комфортной для восхождения погоды. В феврале нам не повезло с климатическими условиями в Андах, и восхождение на Аконкагуа едва не сорвалось. Настоящим подвигом я считаю двухмесячный подъем на Джомолунгму – самую высокую вершину мира, где почти все время дует ветер до 200 километров в час, а температура ночами падает до минус 60 градусов … Кстати, во время сентябрьского восхождения на Эльбрус случилось приятное событие. Мы останавливались «на бочках» — в альпинистских лагерях, где домики заменяют кабины, похожие на вагоны товарняка. В один из дней на стоянку пришли участники мотопробега из Киева в Казахстан. Увидев наш флаг над одной из «бочек», ребята попросили сфотографироваться с нами – оказывается, они слышали о проекте «Альпари на вершинках мира», и были в восторге от того, что встретились с нами лично. Если все пойдет по плану, проект попадет в Книгу рекордов Гиннеса. Быть первыми — это то, что нам хорошо удается.