В храм святителя Гурия вдохнули новую жизнь
«Коммерсант», Приложение «Вечные ценности», 27.04.2012
Главная достопримечательность старинного кряшенского села Ташкирмень – храм, построенный в 1914 году – вновь предстал перед прихожанами во всем великолепии. Вернуть храм верующим удалось благодаря усилиям и материальному вкладу директора благотворительного фонда Альпари Андрея Дашина.
Обновленный храм действует всего три месяца, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий освятил его в конце декабря. Но за столь короткое время здесь сформировался приход, многие сельчане приняли крещение. Самыми активными прихожанами стали, по словам настоятеля храма отца Виталия Беляева, сельские мальчишки из неблагополучных семей. Отец Виталий рассказывает, что участием в церковных службах его контакт с подростками не ограничивается, он планирует возить ребят в Лаишево на спортивные занятия.
В селе Ташкирмень и ближайшей деревне Макаровка живут около восьмисот человек. Живут в Ташкирмени кряшены – татары, принявшие православие в начале XVII века. Возводить храм, в котором богослужения совершались бы на родном для кряшен языке, начали еще в конце XIX века по инициативе Казанского братства Святителя Гурия и заведующего Центральной крещено-татарской школой Казанской губернии протоиерея Тимофея Егорова. Храм строили на деньги благотворителей, специальное пожертвование сделал очень почитаемый в России святой отец Иоанн Кронштадтский. Но из-за нехватки средств строительство растянулось на десятилетия – первый раз его освятили в 1914 году, в канун Первой Мировой войны. В советское время храм уцелел почти в первозданном виде. Жители села храм не осквернили, не растащили его на кирпичи. Недаром сейчас, с восстановлением храма, их потомки так потянулись к вере. Вторая жизнь храма началась в девяностые: его наскоро привели в порядок и снова освятили. Но священники здесь не задерживались, и местные жители уважения к часто меняющимся и ведущим достаточно разнузданный образ жизни батюшкам не испытывали. Старинный храм снова оказался заброшен. Казалось – навсегда. Но, сейчас, в третий раз, все складывается иначе. Директор благотворительного фонда «Альпари» признается: в то, что удастся восстановить храм, верили немногие. Требовалось отремонтировать кровлю, снять и отреставрировать малые купола и кресты, изготовить центральный купол и резной иконостас, обновить фасад и внутреннюю отделку, провести коммуникации. Большую помощь оказал глава Лаишевского муниципального района Михаил Афанасьев, и во многом духовную жизнь в селе Ташкирмень удается возродить именно благодаря сотрудничеству власти и благотворителя.
В Казанской епархии полагают, что усилия Андрея Дашина не пропали даром благодаря тому, что задачу восстановления храма он решал комплексно. По мнению архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, церковная жизнь в Татарстане медленно, но верно возрождается: каждый год в республике появляются новые действующие храмы. «Благотворители этого храма восстановили его в благолепии, сделали настоящим Домом Божием! — отметил владыка во время освящения храма святителя Гурия. — Каждый человек должен воссоздавать в своей душе потерянный образ Божий, воссоздавать храм Божий. Здесь в храме мы должны учиться премудрости Божьей и тем нравственным основам, которыми мы должны руководствоваться в нашей жизни, и это великий труд!». Построить или отреставрировать здание недостаточно. Многое зависит от священника, от того, есть ли у сельского храма настоятель. Архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий отмечает, что среди выпускников Казанской духовной семинарии есть те, кто готов служить в селе, но для того, чтобы священник мог находиться при сельском храме постоянно, необходимо создать ему соответствующие условия. Восстановление храма святителя Гурия в селе Ташкирмень может служить примером того, как должна быть выстроена эта работа, считает архиепископ. Так, благотворитель начал с того, что обратился к нему с просьбой назначить настоятеля, желающего связать свою судьбу с сельским приходом, и реставрацию вел одновременно со строительством дома для священника и его семьи. Этой весной отец Виталий планирует окончательно переехать в Ташкирмень вместе с матушкой и детьми.
«Когда я первый раз появился здесь, понял, что чего-то не хватает, чувствовалась какая-то напряженность. Потом я понял, что в этом сообществе нет объединяющего начала. Во всех сообществах такое объединяющее начало – религия, а здесь ее не было. Я начал интересоваться историей храма, и понял, что надо восстанавливать храм. Но я мог восстановить здание, а не храм, поэтому не начал, пока не нашел настоятеля. Я понял, что отец Виталий готов прийти сюда надолго, что он хочет жить в деревне, и проблематичный регион с новым храмом – это сильный вызов, который ему интересен», — рассказывает господин Дашин. Отец Виталий Беляев признается, что Андрей Дашин для него — человек дела, с которым удается найти взаимопонимание во всем. В будущем благотворитель и настоятель планируют построить в селе Ташкирмень детский приют.
Многолетняя благотворительная деятельность Андрея Дашина, в том числе и восстановление храма Святителя Гурия, была отмечен правительством Татарстана в феврале на церемонии подведения итогов ежегодного республиканского конкурса «Благотворитель года». Благотворительный фонд «Альпари» помогает республиканским социальным учреждениям, детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию и детям-инвалидам.
Символично, что храм был освящен накануне 2012 года, объявленного в Татарстане годом историко-культурного наследия. Казанская епархия также отметила благое дело господина Дашина: на освящении храма архиепископ наградил его медалью святителя Гурия. Кстати, частичка мощей казанских святителей Гурия и Германа сейчас находятся в храме: их передал в дар архиепископ.
«Благотворительность — в традициях российского предпринимательства, — полагает Андрей Дашин. — Только деятельное участие бизнеса сможет воспитать сильное и успешное поколение, которое сделает Россию комфортным и счастливым домом для всех ее жителей».
Стремительно начавшееся возрождение духовной жизни в старинном кряшенском селе лучшим образом подтверждает его слова.