Духовный форпост в селе Ташкирмень
«Вечерняя Казань», 08.07.2011
Алина Касина
Храм Всех Казанских Святых, чудом уцелевший в годы советской власти, восстанавливают в селе Ташкирмень. Со временем рассчитывают настоятель храма отец Виталий Беляев и глава Благотворительного фонда Альпари Андрей Дашин, здесь появится оздоровительный лагерь для детей-инвалидов и сирот.
Сейчас храм в лесах, а изнутри похож на художественную мастерскую. Штабеля досок, лаки, краски, реставраторы шлифуют затейливые оконные рамы. В центре, на алтаре, икона святителя Гурия — первого казанского святого, в честь которого и был воздвигнут храм. До начала реставрационных работ храм, построенный в начале ХХ века, смотрелся печально: своды в подтеках, проржавевшие купола и кресты, оббитые оконные проемы. Постоянного священника здесь и вовсе не было: никто не горел желанием ехать в глубинку. А если и приезжал, надолго не задерживался. Но удаленность от основных маршрутов (село Ташкирмень стоит на краю Куйбышевского водохранилища, посреди Волжского-Камского заповедника) сослужила храму хорошую службу. «Может быть, именно поэтому он уцелел, — предполагает отец Виталий. — У большевиков просто руки не дошли до такой глубинки!». Достраивали церковь в годы гражданской войны, колокольню поставить так и не успели. В советское время храм заколотили. К счастью, местные жители не растащили церковь на кирпичи, как это происходило повсеместно. Даже иконы сохранились…
«Этот храм — единственный на всю округу, — рассказывает настоятель. — В самом селе Ташкирмень живут преимущественно крещеные татары, окрестные деревни — русские. Но поскольку храм бездействовал, люди забыли Бога: не молились, новорожденных не крестили, покойников не отпевали». Священник рассказывает: еще до того как получил благословение принять здешний приход, слышал, что есть благотворитель, у которого в Ташкирмене дом. Но надежд особых не возлагал: по печальному опыту духовенства, слухи редко оказываются правдивыми. На этот раз случилось по-другому:
«Директор благотворительного фонда «Альпари» Андрей Валерьевич Дашин пригласил меня и благочинного Лаишевского района отца Федора к себе. Спросил, что требуется сделать. И работа закипела!».
«Село Ташкирмень – особенное место. Оно привлекает своим спокойствием, самобытностью и красивыми пейзажами. Мне захотелось восстановить этот красивый храм не только для того, чтобы вернуть ему прежний облик, но и восстановить утерянные местными жителями традиции религиозных праздников, — объясняет Андрей Дашин.- Я признателен главе Лаишевского района Михаилу Павловичу Афанасьеву за то, что после утверждения реставрационных проектов и согласования смет он поддержал мои начинания и сейчас оказывает всестороннюю помощь восстановлению храма. Ведь объединяя усилия, власть и бизнес могут сделать намного больше, чем по одиночке. Администрациям районов, как правило, приходится кроить бюджеты на нужды более первостепенной важности, чем восстановление церквей. А благотворители, в свою очередь, сталкиваются с массой бюрократических процедур. С участием Михаила Павловича в восстановлении Гурьевской церкви разрешились многие вопросы, работа пошла быстрее. На данный момент уже полностью отремонтирована кровля, сняты и реставрируются малые купола и кресты, собран каркас иконостаса, изготавливаются резные элементы, почти закончен ремонт в котельной. Осталось изготовить центральный купол, до конца отреставрировать фасады и восстановить внутреннюю отделку храма, провести водопровод, канализацию, отопление, облагородить прилегающую территорию. Завершить восстановление храма мы планируем в ноябре этого года».
«Храм — это еще не все, — уверяет меня отец Виталий. — Давайте съездим на ферму!». Оказывается, реставрация храма — часть огромного комплекса работ по возрождению села Ташкирмень. Бедным оно никогда не слыло: основной промысел — рыболовный — приносил существенный доход, но в последнее время рыбы все меньше. С животноводством туговато, а роскошный яблоневый сад погиб… Вот и задумал Андрей Дашин: построить ферму и посадить заново сад. Мы с отцом Виталием наблюдаем, как рабочие возводят первый этаж фермы. Одновременно, рядом с ней, строится жилой дом. Планируется, что в нем разместятся сотрудники фермы, а соседом им будет настоятель храма — как только дом достроят отец Виталий, который сейчас является еще и настоятелем прихода под Казанью, планирует поселиться в Ташкирмене — чтобы в любой момент помочь своим будущим прихожанам советом, утешением, молитвой.
А еще в планах Андрея Дашина и настоятеля отца Виталия — создать при храме приют для детей, попавших в сложную жизненную ситуацию и инвалидов. «Первоначально это будет просто лагерь, а впоследствии — постоянно действующий приют, который будет получать питание с фермы. Средства, вырученные от продажи продукции с фермы, также пойдут на содержание этого приюта»,- объясняет Андрей Дашин.
«Однажды я посмотрел фильм «Форпост». Про то, как на Украине, в монастыре, с помощью любви и заботы исцеляют больных детей! Я рассказал о нем Дашину, и мы загадали, что сделаем такой же форпост, духовную крепость, у нас, здесь, в глубинке Татарстана. Конечно, на это уйдет много сил и времени, но с Божьей помощью все удастся!», — убежден отец Виталий.
Кстати, с тюркского название села Ташкирмень так и переводится — крепость…